Митько А.В. Президент  Арктической общественной  академии наук, доцент ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, СПб государственный университет, кандидат технических  наук, доцент

Международный Арктический форум, который сегодня стартовал в Мурманске, стал площадкой для совместного заседания комиссий Госсовета России, возглавляемых главами северных регионов.

Площадка продемонстрировала консолидацию губернаторов по вопросу создания нацпроекта по развитию Арктики и Северного морского пути. Их позиция поддержана на самом высоком уровне. 

«Если мы хотим мощного развития, то необходим чёткий комплексный понятный долгосрочный план мероприятий, которые взаимно увязаны между собой», — обозначил задачи глава Мурманской области Андрей Чибис. В своём выступлении он отметил опыт советской власти при освоении Севморпути. Только после создания единого центра управления всеми тогдашними проектами – «Главсевморпути» удалось достичь значительного прогресса, когда за тридцать лет работы объём перевозок по СМП увеличился в 58 раз.

С ним согласен глава «Росатома» Алексей Лихачёв, который отметил, что арктический нацпроект должен быть комплексным: «Севморпуть – это не просто «дорога». Вкладываться надо не в нее, а в опорную транспортную инфраструктуру, связанность страны». 

«В Арктике должен быть свою бюджет, и распространятся внутри своих программ, — отметил советник Президента, специальный представитель Президента по международному сотрудничеству в сфере транспорта Игорь Левитин. — Если мы хотим развивать Арктическую зону – это должен быть единый проект под эгидой президента России. По-другому это не работает». 

Подвёл итоги работы помощник президента и председатель Морской коллегии России Николай Патрушев, который отметил, что альтернатив развития Арктики, с учетом существующих геополитических вызовов, у России нет. «Если мы не будем развивать СМП – нам перекроют и Балтику, и Черное море. США создали агентство – аналог нашей Морской Коллеги и будут заниматься тем же самым, — подчеркнул он. – А значит, « На Севере – жить!» – это правильная позиция. Чибису – как руководителю и организатору большое спасибо».

Россия и Индия подписали пять соглашений в сфере арктического сотрудничества, – исполнительный директор Северного форума Владимир Васильев.

Турпоток в регионы Арктической зоны РФ ежегодно составляет 8-9%.

Замминистра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков:

“Туризм в Арктической зоне точно является точкой роста не только для регионов Арктической зоны, но и туристической отрасли в целом. Сейчас очевиден тренд на то, что люди ищут новых впечатлений, и туристы не только из России, но и из других стран мира. Арктика может такие новые впечатления нам дать”.

Круизный туризм в Арктической зоне РФ нуждается в продвижении, но из-за высокой стоимости туров такой вид отдыха останется нишевым.

Возможность сочетать меры поддержки нацпроекта с льготами инвесторам хорошо влияет на окупаемость проектов в Арктической зоне, – замминистра экономического развития Дмитрий Вахруков.

Росатом: долгосрочные контракты по северному завозу позволят обновить арктический флот. Сегодня они заключаются только на один год.  

Минвостокразвития: Единый морской оператор северного завоза должен иметь собственный флот для осуществления поставок.

Первый замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов:

“Нам, единому морскому оператору, нужен собственный флот. Мы не должны конкурировать на рынке фрахта. Мы для этого создавали единый морской оператор”.

Обеспечение северного завоза требует предоставления регионам казначейских кредитов в размере как минимум 30 млрд руб., – председатель комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.

Число резидентов в преференциальной зоне на Курильских островах увеличится, как минимум, в два раза в ближайшие два-три года, – гендиректор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Николай Запрягаев. 

Режим международной территории опережающего развития может быть распространен на Арктическую зону вслед за Дальним Востоком. Для апробации могут быть выбраны пилотные регионы на приграничных территориях, – гендиректор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Николай Запрягаев.

Выплаты по обслуживанию коммерческих кредитов для северного завода составили 10 млрд рублей в Якутии в 2024 г.

Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев:

«В этом году северный завоз будет крайне сложный, потому что у нас высокая ключевая ставка. У нас по прошлому году предприятия, которые задействованы в северном завозе – транспортные, коммунального сектора, энергетики – заплатили процентов на обслуживание коммерческих кредитов порядка 10 млрд. руб.».

Севморпуть становится актуальнее и безопаснее традиционных южных морских маршрутов на фоне новых геополитических рисков, – директор департамента европейских проблем МИД РФ Владислав Масленников.

В России будет принята долгосрочная комплексная программа развития опорных территорий в Арктической зоне. 

Первый замглавы Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов:

“Готовим единый стратегический документ, будет принята долгосрочная комплексная программа развития опорных территорий [Арктической зоны РФ], где все опорные пункты будут поименованы. Огромные инвестиции. Арктика все время недополучала. Благодаря мастер-планам мы должны искажения нивелировать, в арктических регионах должна появиться необходимая инфраструктура”.

Россия открыта к сотрудничеству с Китаем и Индией по арктическим проектам, включая Севморпуть. Определенные наработки уже есть, – директор департамента европейских проблем МИД РФ Владислав Масленников.

Норникель: ограничения на деятельность резидентов ТОР в моногородах Арктики необходимо снять по аналогии с Дальним Востоком.

Мастер-планы опорных населенных пунктов для Дальнего Востока и Арктики можно было бы пересмотреть.

Вячеслав Рукша: СМП будет развиваться преимущественно для российского экспорта и транзита

В ближайшие 15-20 лет необходимо обеспечить круглогодичную навигацию по всей трассе Севморпути

«Гидрографическое предприятие» планирует в 2025 году выполнить исследования акватории СМП в объеме 82 тыс. км В 2026 году этот показатель должен составить 84 тыс. км, а в 2027 году — 100 тыс. км

NewNew Shipping Line намерена инвестировать в развитие портов на Севморпути.  Одна из проблем состоит в отсутствии достаточных глубин в арктических портах

Минфин выделил 10 млрд рублей на бюджетные кредиты регионам на северный завоз. Губернатор Чукотки считает необходимым увеличить сроки предоставления кредитов

Минтранс ожидает, что содержание внутренних водных путей в 2026 году будет профинансировано на 100%. В этом году Росморречфлот недополучил на эти цели 5 млрд. рублей

Спуск головного круизного судна проекта 00840 «Карелия» намечен на 11 июня 2025 года. Сейчас в каютах круизного лайнера «Николай Жарков» продолжаются интерьерные работы

Губернатор Чукотки Владислав Кузнецов сделал ставку на тему, имеющую актуальность буквально для всех, кто так или иначе связан с Арктикой, — северный завоз. Однако речь шла не просто о снабжении, а о логистической архитектуре, которую ЧАО строит совместно с Минвостокразвития и «Росатомом». По сути, речь идёт о первом пилотном проекте по созданию единого морского оператора для всего грузопотока.

Если говорить сухо: в этом году на Чукотке появится логистическая вертикаль, охватывающая как доставку до портов, так и внутреннюю навигацию. Контракт на три года, тариф — привязка только к инфляции. Но фактически это означает попытку централизовать и стабилизировать критическую цепочку поставок, от которой зависят не просто цены на масло и дизель, а выживаемость целого региона.

На этом фоне Чукотка всё громче заявляет и о промышленной амбициозности. В округе уже реализуется более 55 инвестиционных проектов, некоторые из которых — системного масштаба. Освоение Баимского месторождения даёт прирост до четверти по меди и более 4% — по золоту в общероссийском балансе. Параллельно стартует реализация «Пыркакайских штокверков» — проекта, за которым стоит вопрос импортозамещения олова. По плану, в 2028 году он должен закрыть потребности страны по стратегическому металлу. Геологоразведка идёт сразу на четырёх участках, что создаёт задел на следующую фазу развития Арктики как сырьевой базы — уже с переработкой и экспортным плечом.

И если сегодня регион у многих ассоциируется исключительно с доставкой топлива в бочках, то через несколько лет он может стать площадкой новой модели северного экономического цикла: от залежей — до бюджета.

Рубрики: #аналитика

0 комментариев

Добавить комментарий

Заполнитель аватара

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *