Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ.
Арктический морской порт Анадырь в последнее время активно развивается. Два года назад в его состав путем реорганизации вошли три бывших малых порта Чукотки – Беринговский, Провидения и Эгвекинот. В этом году запущен новый проект по перевалке СПГ, а «Анадырский морской торговый порт» пополнился пассажирским флотом. В короткий период навигации, длящийся в среднем 4,5 месяца, безопасность мореплавания в акваториях основного порта и входящих в него терминалов обеспечивается в полном объёме.
Анадырь – самый крупный морской порт федерального значения на Чукотке и один из важнейших пунктов для развития Северного морского пути (СМП), расположенный в северной части Берингова моря на берегу Анадырского лимана. Основная задача порта – социальная, обработка грузов для населенных пунктов Чукотского автономного округа (ЧАО).
В период навигации, которая обычно длится с середины июня по начало ноября, одновременно работают два судоходных направления: морское и речное. Анадырь – единственный порт на Чукотке, который обслуживает речные перевозки грузов в населенные пункты, расположенные в верховьях одноименной реки и ее притоков.
В 2023 году грузооборот порта с учетом присоединенных терминалов Беринговский, Провидения и Эгвекинот вырос на 12%, до 1,67 млн тонн. В том числе перевалка угля составила 1,3 млн тонн, генеральных грузов – 38,1 тыс. тонн, нефтепродуктов – 39,46 тыс. тонн, контейнеров – 7356 ДФЭ.
Рост грузооборота порта связан с увеличением экспорта угля, и в ближайшей перспективе он продолжится за счет перевалки на экспорт сжиженного природного газа (СПГ).
В навигацию 2024 года на Чукотку выполнено 120 судозаходов, из них в Анадырь – 37, Беринговский – 38, Провидения – 18, Эгвекинот – 26. Основной поток грузов – экспортные поставки угля с Беринговского терминала, откуда отгружено 926 тыс. тонн.
В каботажном направлении по состоянию на 30 октября на Чукотку доставлено 396 тыс. тонн грузов, из них 237,7 тыс. тонн – уголь, 105,6 тыс. тонн – дизельное топливо, 26 тыс. тонн – авиационное топливо, 7 тыс. тонн – бензин.
Кроме того, в порт доставлено 26 тыс. тонн промышленных и продовольственных товаров. В настоящее время идет доставка топлива в населенные пункты ЧАО. Итоги речной навигации – 13 тыс. тонн угля и около 6,8 тыс. тонн ГСМ, которые перевезены флотом АО «Анадырьморпорт».
Единый оператор северного завоза.
В июне 2024 года Госкорпорация «Росатом», Минвостокразвития России и правительство Чукотского автономного округа подписали соглашение о реализации пилотного проекта по созданию единого морского оператора северного завоза. Единый оператор будет осуществлять регулярные каботажные перевозки грузов северного завоза по льготным тарифам на терминалы региона.
Перечень этих грузов утвержден Правительством РФ. Речь идет о топливе, продуктах питания, лекарствах, стройматериалах и других товарах. Маршруты рейсов будут утверждаться федеральным координатором северного завоза на основании предложений единого оператора.
Единообразный подход к планированию и управлению завозом позволит повысить надежность поставок жизненно важных товаров, сократить сроки доставки и повысить эффективность северного завоза.
Как известно, в отдельных районах Дальнего Востока основные объемы грузов завозятся водными видами транспорта, а из-за ледовой обстановки и ограничений в проходимости рек окно для доставки грузов составляет менее двух месяцев в году, соответственно, полный цикл закупки и доставки товаров составляет до 1,5 лет и более. Предполагается, что единый оператор как раз и решит эти проблемы.
Добыча и экспорт угля на Чукотке растут. Увеличение объемов связано с развитием компании «Берингпром-уголь», реализующей инвестпроект по расширению производства и реконструкции морского терминала Беринговский, который был одобрен Главгосэкспертизой в 2022 году.
В рамках реконструкции, подразумевающей два этапа, запланированы работы по созданию акватории ковша и причала №1, строительство подходного канала, обустройство инженерных сетей, навигационного обеспечения и транспортной безопасности, а также реконструкция оградительного мола и причалов №3, №4 и №5. По завершении проекта компания панирует увеличить ежегодный оборот до 2 млн тонн.
Еще одно перспективное направление для порта – перевалка СПГ. В 2024 году в порту начата реализация проекта Временный рейдовый перегрузочный комплекс сжиженного природного газа «Восток» в акватории Залива Креста в бухте Этэлкуйым терминала Эгвекинот (ВРПК «Восток»). Проектом предусматривается создание рейдовых мест для временной стоянки на собственных якорях судов-газовозов ледового класса и судов-газовозов без ледового усиления для перегрузки СПГ по схеме «борт – борт».
Предполагается создание двух рейдовых мест. Комплекс рассчитан на следующую схему работы: судно – подвозчик СПГ ледового класса типа «Ямал-макс» доставляет груз, который перегружается на судно-отвозчик без ледового усиления типа SCF Melampus Sovcomflot или Torben Spirit Teekay. Аналогично организована перегрузка стабильного газового конденсата (СГК) при участии судна – подвозчика СГК ледового класса типа Boris Sokolov и судов-отвозчиков типа Sabetta, Clyde, SCF Irtys или Hafnia Bering.
Перегрузка СПГ по схеме «борт – борт» в арктических условиях – сложный технологический процесс, требующий высокого профессионализма. Для работы комплекса необходимо четыре буксира: два по 5700 л.с. и два по 2800 л.с. По проекту грузооборот ВРПК «Восток» должен составить 5,5 млн кубометров в год, из них 4,1 млн кубометров – СПГ, остальное – СГК.
Пассажирские перевозки в текущем году несколько сократились. Если в 2023 году по маршруту внутри лимана перевезено 33 524 человека, по морю – 1987, то в 2024 году – 29 776 и 1618 человек соответственно. Перевозки осуществляются старыми судами «Капитан Сотников» и «Камчатка», баржами «Шторм» и «Гром». Для развития пассажирского направления необходим новый флот, который уже начинает формироваться в регионе.
Событием года стала передача порту пяти аэролодок, адаптированных к северным условиям, по поручению главы государства. Вопрос о пассажирских перевозках через Анадырский лиман в межсезонье был поднят жителями ЧАО на встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным в январе 2024 года.
В результате порт получил четыре аэролодки модификации «Север 750K Long» и одну «Фантом 850А». Вмес-тимость каждой лодки составляет до 6 человек с багажом. Три глиссера будут курсировать на маршруте, связывающем окружную столицу с поселком Угольные Копи, два других – находиться в резерве. Первые ходовые испытания аэролодок в акватории Анадырского лимана состоялись 18 октября и, несмотря на туман, прошли успешно.
Перевозки будут осуществляться по схеме «от подъезда до аэропорта» и в обратном направлении. Стоимость билета будет минимальной, что стало возможным за счет субсидирования перевозок из окружного бюджета. По предварительным подсчетам, за период межсезонья воспользоваться транспортными услугами новых судов смогут около 6 тыс. пассажиров.
0 комментариев