Митько А.В.  Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева,  РАНХ и ГС  Санкт-Петербург, СПбГУ

Повышение безопасности Севморпути (СМП) в Восточной Арктике на ближайшие годы станет центральной задачей для властей. Это подтвердил губернатор Мурманской области глава комиссии Госсовета «Северный морской путь и Арктика» Андрей Чибис. Он призвал пересмотреть сроки по созданию в Арктической зоне РФ аварийно-спасательной инфраструктуры, ускорив этот процесс на несколько лет. Такая позиция уже нашла понимание у главы МЧС России Александра Куренкова.

На заседании Комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению «Северный морской путь (СМП) и Арктика» в Мурманске участники обсуждения совместно отметили важность того, чтобы необходимое финансирование было выделено уже в бюджетном цикле 2025-2027 гг., так как потребность в безопасности на СМП будет только нарастать, а стоимость формирования инфраструктуры – увеличиваться. Кроме того, на ближайший бюджетный цикл и на цикл с 2028 г. с последующим включением в соответствующие нацпроекты и госпрограммы должны быть запланированы мероприятия, которые потребуются в процессе создания инфраструктуры, и сроки их реализации.

Сейчас успешно выполняют задачи арктические центры МЧС России на Севморпути – в Архангельске, Мурманске, Нарьян-Маре (НАО), Воркуте (Республика Коми), Дудинке (Красноярский край) и Певеке (Чукотка). Кроме того, с первого квартала 2025 года на площадях Арктического комплексного аварийно-спасательного центра (АКАСЦ) в Певеке вместе со спасателями МЧС России планируется размещение и дежурство специалистов ФМБА России и Морспасслужбы. МЧС России работает над развитием аварийно-спасательной инфраструктуры в долгосрочных планах опорных населенных пунктов Арктического региона. Запланировано создание четырех новых АКАСЦ в чукотском Певеке, красноярском Диксоне, якутском Тикси, ямальской Сабетте, а также семи арктических авиационно-спасательных звеньев: в Мурманске, Архангельске, Анадыре и тех же Сабетте, Диксоне, Тикси, Певеке. Также прорабатывается возможность строительства аварийно-спасательной инфраструктуры в Хатанге Красноярского края.

Специальный представитель ГК «Росатом» по вопросам развития Арктики, заместитель председателя государственной комиссии по развитию Арктики Владимир Панов рассказал о приросте грузооборота по СМП и увеличении транзита в восточном направлении: на конец 2024 года он составляет почти 3 млн 100 тыс. тонн – более чем на 40% больше, чем в прошлом году. Увеличивается тоннажность судов, значителен прирост портовых мощностей: в этом году принято решение, что транспортный коридор СМП расширяется и становится «Большим Северным морским путём» – от Санкт-Петербурга до Владивостока. И создание аварийно-спасательной инфраструктуры на трассе – критически важно.

Потребность в безопасности на СМП вызвана не только увеличением траффика и продлением сроков навигации, но и возможными провокациями со стороны внешних противников. Скорость реагирования в таком случае, как и при возникновении любого ЧС, должна быть мгновенной. Для этого требуется развертывание дополнительных арктических центров МЧС на Севморпути.

Пока они функционируют преимущественно в западной части маршрута. По планам, с 2025 года в посёлке Певек вместе со спасателями планируется размещение и дежурство специалистов ФМБА России и Морспасслужбы. Запланировано создание четырех новых спасательных центров, а также семи арктических авиационно-спасательных звеньев. Также прорабатывается возможность строительства аварийно-спасательной инфраструктуры в  посёлке Хатанга.

В настоящее время реагирование происходит только с материка, а это удаление спасателей на несколько тысяч км. При этом потенциальные финансовые потери, например, от разлива нефти на СМП превысят 100 млрд. рублей уже спустя сутки. Данная сумма увеличится до 143 млрд спустя 72 часа после катастрофы. Именно поэтому создание аварийно-спасательной инфраструктуры становится критически важной.

Чибис призвал не откладывать до 2030 года строительство аварийно-спасательных центров в населённых пунктах Сабетта, Диксон и Тикси. С предложением ускорить строительство спасцентра в Тикси выступил и глава Саха (Якутии) Айсен Николаев, проектно-сметная документации объекта может быть готова к 2026 году.


0 комментариев

Добавить комментарий

Заполнитель аватара

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *