Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ
Курчатовский институт и компания «Газпром» собираются реализовать проект по строительству подводных атомоходов для перевозки сжиженного природного газа (СПГ). Размером подлодка будет почти как тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», при этом для её обслуживания достаточно будет всего 25-28 человек.
Грузоподъёмность атомохода составит 180 тысяч тонн. Таким образом, проектируемая подлодка по производительности будет превосходить даже ряд проложенных по океанскому дну трубопроводов. Кроме того, судно не будет нуждаться в ледокольной проводке, а время доставки от порта Сабетта до порта Мурманск сократится с 20 до 12 суток.
Некоторые эксперты отнеслись к проекту скептически, указывая на то, что аналогичные идеи рассматривались в США, однако в итоге на их реализацию не хватило денег. Кроме того, указывается на то, что единственная верфь, способная создавать такие суда — северодвинский завод «Севмаш» — до отказа загружена строительством атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта «Борей-М» и многоцелевых «Ясеней» с крылатыми ракетами.
Военная техника сейчас действительно остро необходима — не случайно курировать кораблестроение назначен экс-секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Однако, во-первых, на её строительство нужны средства, а газовоз как раз способен обеспечить их приток. Во-вторых, атомными подлодками занимается не только завод «Севмаш» — их ремонт, переоборудование и модернизацию выполняет также дальневосточная судоверфь «Звезда».
В настоящий момент судоверфь «Звезда» выполняет гражданские заказы, в том числе, строительством судов для компании НОВАТЭК, однако в июне появилась информация о планах создания даук новых судоверфей, одна из которых расположится также на Дальнем Востоке. Это позволит разгрузить действующие предприятия и сосредоточить их усилия на военных и стратегических нуждах. В том числе, на новом супер-газовозе.
Поскольку северодвинский завод «Севмаш» — до отказа загружена строительством атомных ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта «Борей-М» и многоцелевых «Ясеней», лучшим кандидатом на постройку атомных газовозов является дальневосточная судоверфь «Звезда», с 90-х годов занимающаяся ремонтом и модернизацией атомных подводных лодок.
В случае принятия политического решения о реализации такого важного в нынешних условиях проекта, выбор для этого верфи «Звезда», может быть не совсем рациональным. Предприятие будет вынуждено восстанавливать свои компетенции в строительстве атомных подводных лодок (АПЛ) прямо в ходе строительства головного подводного атомохода для перевозки СПГ. А это может сильно замедлить реализацию проекта. Верфь «Звезда» будет вынуждена привлекать новых специалистов, которых на рынке труда явно не слишком много, причем в своем большинстве в европейской части страны. Также необходимо будет выстроить абсолютно новую логистику поставок сырья и комплектующих на предприятие, причем опять же с европейской части и в условиях перегруженности железных дорог в восточном направлении. Скорее всего, потребуется и модернизация части производственных мощностей, что в настоящее время осуществить достаточно сложно и, главное, потребует времени.
Поэтому реализацию проекта, если решение об этом будет принято, следовало бы поручить заводу «Севмаш», который единственный в стране имеет компетенции строительства АПЛ, необходимую для этого производственную базу, подготовленный коллектив и налаженную логистику. Завод «Севмаш» имеет опыт строительства и объектов для нефтегазового сектора, поскольку на предприятии была построена морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) «Приразломная».
В скором времени, после планового вывода из эллинга нескольких строящихся АПЛ, мощности предприятия позволят приступить к головной АПЛ-газовозу. Более того, в перспективе нескольких лет мощности предприятия могут оказаться недозагружены, поскольку после завершения строительства серий атомных подводных лодок 4-го поколения, оно может приступить к постройке лишь головных АПЛ 5-го поколения.
Более органичный вариант – передача строительства соседнему с заводом «Севмашем» предприятию «Звездочка», которое аналогично заводу «Звезда» занимается ремонтом и модернизацией атомных подводных лодок. В этом случае завод «Звездочка», тесно взаимодействующая с заводом «Севмашем», могла бы привлекать специалистов с него, логистика осталась бы прежней (оба предприятия находятся в г. Северодвинск).
Но все это «размышления на отвлеченные темы», поскольку совершенно не ясно, будет ли принято решение о реализации проекта по строительству подводных атомоходов для перевозки СПГ, поскольку прошлая попытка по переоборудованию для этого АПЛ проекта 941 «Акула» так и не была осуществлена.
0 комментариев