Митько А.В Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, РАНХ и ГС Санкт-Петербург, СПбГУ
По состоянию на 30 сентября, общий объем транзитных грузов составил 2,38 млн. тонн, перевезенных в ходе 79 рейсов, согласно последним данным, опубликованным Центром логистики Дальнего Севера. Показатели транзитных перевозок этого года установили новый рекорд для Северного морского пути России как по объему грузов, так и по количеству рейсов. Поскольку до завершения основного навигационного сезона остается около трех недель, эти цифры, вероятно, увеличатся.
Основным фактором роста арктического судоходства является активность Китая. Страна рассматривает этот регион как стратегически важный и этим летом впервые направила в Арктику три ледокола, а также провела патрулирование у побережья Аляски.
Грузопотоки между Россией и Китаем составляют около 95 процентов всех рейсов, что подчеркивает растущее стратегическое партнерство двух стран в регионе. Основной объем грузоперевозок приходится на транспортировку сырой нефти, железной руды и угля, которые в совокупности составляют около 2 млн тонн.
Начинающее развиваться арктическое контейнерное судоходство также продолжает демонстрировать рост. После семи рейсов в 2023 году, в этом году уже зафиксировано 14 рейсов, соединяющих российские и китайские порты.
Размер судов также значительно увеличился и включает несколько контейнеровозов класса Panamax, что является значительным улучшением по сравнению с небольшими фидерными судами, использовавшимися в предыдущих пробных рейсах. Судно Flying Fish 1 вместимостью 4 843 TEU перевезло около 40 000 тонн груза через Арктику.
Всего контейнеровозы перевезли около 150 000 тонн груза за 14 рейсов. Это скромная цифра по сравнению с крупными судоходными артериями, такими как Суэцкий канал, но значительный рост для арктического судоходства всего за последние несколько лет. Первый контейнеровоз прошел через Арктику лишь шесть лет назад, когда Maersk отправил фидерное судно «Venta Maersk» из Азии в Европу.
Рекорд в контейнерных перевозках особенно примечателен, поскольку навигационный сезон в этом году был короче из-за сохранявшегося морского льда в некоторых частях Арктики. «Мы видим, что количество контейнерных перевозок увеличилось, несмотря на то, что благоприятный период для транзитного прохода в 2024 году был значительно короче из-за сложных ледовых условий в восточной части Севморпути
Несколько судов продолжают движение по маршруту, завершая транзиты до закрытия навигационного окна во второй половине октября, включая как минимум два контейнеровоза и несколько нефтяных танкеров.
Арктическое судоходство в целом также готово достичь нового максимума. Транзитные перевозки составляют лишь небольшую долю общей активности. Основной объем грузоперевозок приходится на доставку российской углеводородной продукции на рынки Европы и Азии.
В этом году проекты России по добыче нефти и газа в регионе обеспечат транспортировку около 35–40 млн. тонн грузов. Этот показатель, как ожидается, удвоится в ближайшие годы с запуском новых проектов, включая масштабный объект «Восток Ойл».
0 комментариев