Митько А.В.
Президент Арктической общественной академии наук, доцент ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, СЗИУ РАНХ и ГС, СПбГУ
Росатом сократил целевые планы реализации проекта СМП минимум на 20% к 2035 году, и на 30 % к 2031.
В 2024 году, то есть уже по факту совершенных действий, объём сократился от плановых показателей более чем в два раза – было в планах на 2024г — 90,1 млн. тонн, будет — 36,3 млн. тонн.
Напомню, Распоряжение Правительства РФ под номером 2115-р за подписью премьера Михаила Мишустина, утвердило новый план развития СМП до 2035 года, было спешно переработано и подписано 1 августа 2022 года, то есть формально уже после начала СВО.
Цель оперативного переутверждения дорожной карты по СМП была в том, чтобы зафиксировать бюджет проекта в размере 1,4 трлн. руб. и не допустить инсинуаций на тему неактуальности проекта или его бюджета из-за СВО.
В итоге поспешно утвержденная программа проекта СМП стала рассыпаться практически сразу, возникли ограничения по строительству судов ледокольного класса (которое изначально планировалось в недружественной в Корее), трудности в работе навигационных систем и запуске спутников в срок, с вводом ледоколов…. А главное, посыпались и самими грузы: в частности, на нефть Восток-Ойла с крупнейших месторождений региона — Ванкорского, Пайяхского и Западно-Иркинского, или на уголь Сарыдайского месторождения — расчета было мало, а вот на объёмах СПГ держался весь проект. Тем более, когда речь пошла о смене газопроводного топлива для Европы на СПГ. Но примерно через год после начала СВО, ключевые проекты СПГ в Арктике стали предметом отдельных, уже адресных санкций.
0 комментариев