При этом также сообщается, что ряд стран более чем скептически относятся к подобной инициативе, что является критичным в условиях необходимости поддержки всеми странами ЕС для принятия решения по этому вопросу. Отсюда рождаются альтернативные варианты, вроде запрета не на поставки для внутреннего использования, а только на реэкспорт
Представляется, что в этом году, до окончания очередного отопительного сезона, шансов на введение ограничений относительно российского СПГ крайне мало, вероятность прослеживается только начиная с 2025 г. На принятие решения будет влиять и геополитическая ситуация в Красном море — ведь атаки хуситов уже приводили к изменениям в графиках поставок СПГ из Катара, так что, в случае ужесточения противостояния, идея отказа от российского СПГ может стать в краткосрочной перспективе бесперспективной
Вне зависимости от запретов и ограничений относительно поставок, можно наблюдать последовательные и целенаправленные усилия, целью которых является полное вытеснение России с мировых рынков СПГ. По словам, помощника госсекретаря США, целью проводимой американской политики является «задушить проект «Арктик СПГ-2», т.е. не дать состоятся реализации нового проекта. Фактически, уже существующие меры воздействия поставили ряд серьезных вопросов по его экономической эффективности. Возникают сложности не только с потенциальными покупателями, которые могут резко усилиться в случае прямого запрета на поставки в ЕС, но и с логистикой проекта — по разным причинам поставки танкеров ледового класса Arc7 для проекта сдвигаются, что делает поставки крайне ограниченными, — менее трети от потенциальных объемов производства. Видимо, следующей целью могут стать санкционные ограничения в отношении уже действующих проектов
Несмотря на падение биржевых цен на газ, наблюдаемый последние годы кризис на рынке еще не полностью преодолен, а некоторый дефицит предложения сохраняется. Если смотреть на перспективу 2026 г., вероятность санкций возрастает в случае планового ввода в США в конце 2025 г. дополнительных СПГ-мощностей, которые смогут не только полностью заместить потенциально выпадающие с рынка российские объемы, но и создать определенный навес избыточного предложения. Следствием этого станет и существенное снижение цен на предлагаемый на мировых рынках СПГ. В этих условиях весьма вероятны прямые запреты поставок, ставящие сомнение относительно перспектив реализации проекта «Мурманского транзита» российского СПГ. Проектом, будущее которого видится относительно стабильным, является, пожалуй, только «Сахалин-2», в продолжении нормального функционирования которого заинтересована Япония
Вместе с общим падением коммерческой эффективности проектов, возможность практически полного вытеснения российских компаний с мировых рынков СПГ — под угрозой применения вторичных санкций — становится достаточно вероятной. Более того, подобное развитие ситуации может ставить под сомнение само развитие отрасли в России — строительство новых заводов по производству СПГ в условиях высокой стоимости доступа на мировые рынки при падающей рентабельности может стать бесперспективным. Ведь не стоит забывать о том, что динамика развития рынков нефти и СПГ, которые зачастую рассматриваются в совокупности, имеет разную направленность
Планы России по производству последовательно подвергаются корректировке в сторону уменьшения. Другой тенденцией становится все более усиливающееся движение в сторону развития малотоннажного производства для внутреннего потребления, которое может стать основным возможным направлением развития, по причинам как большей доступности используемых технологий, так и стабильного потенциального спроса, в основном, — на внутреннем рынке

Рубрики: #аналитика

0 комментариев

Добавить комментарий

Заполнитель аватара

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *