Митько Арсений Валерьевич
Президент Арктической общественной академии наук,
докторант ВНИИМ имени Д.И. Менделеева, доцент СЗИУ РАНХ и ГС
кандидат технических наук, доцент
На сегодняшний день в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) воплощается в жизнь более 460 проектов, связанных с развитием производственной, транспортной и общественной инфраструктуры. Объём государственных инвестиций в эти проекты превышает 1,3 трлн. рублей, а их результатом станет создание более 30 тыс. рабочих мест. При этом к 2030 г. количество проектов с государственной поддержкой должно составить не менее 1 300, объём фактически осуществлённых частных инвестиций – не менее 730 млрд. руб., а объём планируемых инвестиций по соглашениям – почти 5 трлн. руб. Важность экономических аспектов арктических проектов на суше и на шельфе обуславливается их народнохозяйственными эффектами: импортозамещением в производстве оборудования и материалов, разработкой собственных технологий, международной востребованностью арктических проектов в условиях нестабильной мировой конъюнктуры. В Арктике развитие инвестиционных проектов невозможно без развития транспортной инфраструктуры. Она становится важным фактором при решении производственных задач, позволяющих в том числе повысить качество жизни местного населения и связанность территорий. Ключевую роль играет обеспечение хозяйственной деятельности крупных энергетических компаний в ходе освоения новых месторождений углеводородного сырья, его вывоза и обслуживания сопутствующих перевозок с помощью Северного морского пути.
В сложившихся условиях под влиянием санкционного давления сроки осуществления арктических проектов в разной степени испытывают проверку на прочность. Многие из них ориентированы на морскую логистику и обеспечивают загрузку Северного морского пути, грузопоток на котором в 2024 г. должен составить до 80 млн. тонн. Основная его часть приходится на нефть, сжиженный природный газ и уголь. Из-за санкций у экспортоориентированных предприятий в Арктике появились проблемы с поставками продукции за рубеж. Есть трудности и с приобретением импортных запчастей и компонентов. Ряд поставщиков объявил о приостановке поставок или изготовления оборудования до разрешения текущей ситуации. В региональном измерении обычно это означает всплеск интереса к темам, связанным с дальнейшими перспективами реализации сухопутных и морских проектов, многоуровневое согласование интересов федерации, регионов и муниципалитетов, коренных малочисленных народов Севера, ресурсных корпораций, настройку мер налоговой и лицензионной политики. На самом высшем уровне неоднократно подчёркивалось, что всем проектам и планам, связанным с Арктической тематикой, необходимо продолжать уделять особое внимание и, несмотря на внешние ограничения разного рода, максимально наращивать темпы работы как по текущим, так и по перспективным задачам. Дополнительные сложности возникли вследствие нарушения транспортных, логистических цепочек и сложившейся географии сбыта. Преимущественно европейское направление оказалось закрытым, что вызывает необходимость актуализировать модели освоения начатых проектов. В данном материале представлен обзор актуальных хозяйственных решений субъектов арктической экономики по наиболее крупным инвестиционным проектам, которые предполагается реализовать в следующие 15 лет. Приоритетные инвестиции в Арктической зоне Российской Федерации связаны с освоением нефтегазовых месторождений на суше и в акватории, разработкой месторождений твёрдых полезных ископаемых, добычей драгоценных металлов, обеспечением пространственной связности.
0 комментариев