Жуков М.А. ученый секретарь научного совета АНО НКЦ «Север»

Митько А.В. Президент Арктической общественной академии наук, доцент СЗИУ РАНХ и ГС 

В Северном Ледовитом океане (СЛО) обобщенно выделяются 3 маршрута прохождения судов:

— Северный морской путь (СМП) вдоль российского побережья;

— Северо-Западный проход (СЗП) вдоль побережья Канады и Аляски;

— Трансполярный морской путь (ТМП) через центральную акваторию СЛО — на 700 морских миль короче СМП. 

Активно прорабатывает вопрос транзита грузов по ТМП Китайская народная республика (КНР). Но использование ТМП требует ледокольной поддержки судоходства. В настоящее время КНР располагает двумя ледоколами дизель-электроходами, способными преодолевать ледовые поля до полутора метров толщиной. 

Первый ледокол «Xue Long 1» (Снежный дракон 1) был разработан советскими конструкторами на основе проекта 10620 «Витус Беринг», спущен на воду на Херсонском ССЗ в 1993 году с именем «Иван Папанин» и продан КНР в 1994 году. На тот момент это был самый могучий ледокол дизель-электроход мощностью 9,3 МВт. За этот период он прошел 4 модернизации (включая замену главного двигателя и изменение пропульсивного комплекса) и рассчитан на эксплуатацию до 2030 года. 

Второй ледокол «Xue Long 2» построен в 2019 году в г. Шанхай на верфи «Jiangnan Shipyard». По водоизмещению он несколько меньше «Xue Long 1», но он оснащен высокоэффективным дизельным двигателем «Wartsila 32» и двумя азиподами мощностью по 7,5 МВт каждый. «Xue Long 2» оснащен океанографическим оборудованием, средствами изучения атмосферных и экологических процессов, биологических ресурсов. Кроме того, он предназначен для снабжения арктических и антарктических научных станций. 

В 2018 году Китайская национальная ядерная корпорация приступила к разработке атомного ледокола «Xue Long 3» водоизмещением 33 тыс/т, мощностью ≤ 50 МВт с двумя ядерными реакторами (ЯЭУ) по 25 МВт. Российским ледоколам проекта 22220 «Арктика» он, несколько уступает, но не критично. Ледокол будет целиком ориентирован на работу в Арктике. 


0 комментариев

Добавить комментарий

Заполнитель аватара

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *